Главная / Статьи / Автоперевозка наливных грузов: особенности

Автоперевозка наливных грузов: особенности


Транспортировку наливных грузов удобно осуществлять по железной дороге, однако далеко не у всех предприятий имеются собственные подъездные пути. Поэтому в большинстве случаев практикуется перевозка наливных грузов автоцистернами: это недорого, достаточно быстро и позволяет сохранять продукцию в должном состоянии.

Наливные грузы

Наливными называют жидкие грузы, которые перевозятся не в специальной таре (например, в бочке), а в цистерне. Автоцистерны — это ёмкости, имеющие горловины (заливные и сливные), насосы, оборудованные клапанами крышки, которые закрываются герметично. Цистерну перевозит тягач, тип установки может быть разным.

Самые габаритные цистерны — те, которые устанавливаются на полуприцепах. Они могут весить до 12 тонн. Цистерны на прицепе весят до 7 тонн, а на раме грузового автомобиля — до 5 тонн.

Особенности транспортировки наливных грузов

К автомобилям, которые перевозят наливные грузы, предъявляются особые требования, которые обусловливаются состоянием жидкости. Так, необходимо обращать внимание на температуре испарения жидкости, так как от неё зависит и устройство системы термоизоляции, и необходимость установки защиты от избыточного давления, и особенности загрузки и разгрузки. Вещества с самой низкой температурой испарения перевозятся в охлажденном виде в цистернах-термосах.

При проектировании автоцистерны для наливных грузов нужно учитывать, что жидкость будет переносить движение со сменой скоростей и направлений совсем иначе, нежели твёрдое тело. Цистерны никогда не заполняются «до краёв»: остаётся свободный объём, так как жидкость подвергается тепловому расширению, и необходим некоторый резерв пространства. Максимальное заполнение цистерны — на 95 процентов, минимальное з на 80 (чтобы исключить широкоамплитудные колебания). Поэтому возникают затухающие колебания жидкости, которые несущественно воздействуют на стоящий автомобиль, однако способны значительно «подкорректировать» движение едущего авто. Тягач начинает по-другому разгоняться и тормозить, у него смещается центр тяжести.

Наполняемость цистерны нужно контролировать и в соответствии с другими характеристиками жидкости. К ним относятся вязкость, плотность паров, коэффициент объемного расширения.

Требования к автоцистернам

Транспортные средства, перевозящие наливные грузы, обязаны соответствовать следующим требованиям:

  • Все жидкости делятся на категории опасности — и конструкция цистерны, материал, из которого она изготовлена, должны находиться в соответствии с этой категорией.
  • Основная конструкция и вспомогательные узлы должны быть герметичными.
  • Материалы, используемые в производстве цистерны, должны быть стойкими к коррозии, а также к воздействию химических раздражителей.
  • Защита, противопожарное оборудование должны быть полностью укомплектованы.
  • Водитель должен всегда находиться в хорошем физическом состоянии, поэтому обязательна система контроля труда и отдыха.

Достаточно строгие требования предъявляются и к водителям. Обязательно наличие категорий от С(С1) до Е и пройденный спецкурс. Стаж работы водителем грузового автомобиля – не менее трёх лет.

Ответственность за перевозку наливных грузов несет перевозчик, поэтому представители соответствующих компаний должны особенно внимательно относиться к обеспечению необходимых условий транспортировки, а также состоянию документации. Паспорт безопасности груза, документы на его перевозку, личные документы водителя — всё это должно быть оформлено надлежащим образом. Лишь грамотное планирование работы на всех стадиях, внимательное отношение к проведению перевозок позволит добиться наилучшего результата.

В таких автоцистернах перевозят наливные грузы